Яма и Нияма
Яма (санскр. yama) — это своеобразная этика практикующего йогу, нормирующая его взаимодействие с окружающим миром. Советы по самоконтролю и поведению.
Это не просто "правила хорошего тона" для йога - это техника безопасности для работы с психикой. Эти принципы лежат в фундаменте йоги.
Яма включает пять основных принципов:
- Ахимса (ahimsa) — принцип Ненасилия.
Разумное отношение к миру, к другим живым существам, к себе, к тому, что потребляем.
Ахимса по отношению к себе - быть в состоянии расслабленности, следовать своей природе.
Ахимса по отношению к телу - отличать усилие и насилие.
Ахимса по отношению к другому существу - предоставить ему свободу выбора. - Сатья (satya) — принцип Правдивости.
Правдивость - слов, мыслей, действия. Должна вести к благу.
Пример: "сито Сократа" - прежде чем сообщить новость, ответить себе на 3 вопроса - Уверен, что это правда? Уверен, что это приведет к добру? Уверен, что это будет полезным? - Астэя (asteya) — принцип Неприсвоение чужого.
Первопричина Стэи - эгоизм, дуальность мышления, разделение на свое и чужое. - Брахмачарья (Brahma-carya) — принцип Следования природе человека.
Следовать природе ума - понять его природу.
Здоровая воздержанность и умеренность во всех проявлениях. - Апариграха (aparigraha) — принцип Неприятия даров.
Ненакопление ненужных вещей. Приоритетность- не индивидуальное благополучие, а сохранение и передача знания.
В других писаниях (например, в Шандилья-упанишаде) упоминаются десять принципов Ямы:
- Ахимса
- Сатья
- Астея
- Брахмачарья
- Кшама — милосердие, прощение, терпение
- Дхрити — стойкость
- Дайя — сострадание
- Арджава — честность, прямодушие
- Митахара — умеренный аппетит
- Шауча — чистота.
Нияма - внутренний и внешний контроль, принципы саморазвития, качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию.
С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, ум становится более пустым и менее подверженным колебаниям.
Пять основных принципов Ниямы:
- Шауча - чистота
Чистота, как внешняя (чистоплотность физического тела), так и внутренняя (чистота ума). - Сантоша - скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
Культивирование состояния достаточности, полноты, удовлетворенности от жизни.
"Счастье не в том, чтобы иметь то, что хочешь, а в том, чтобы хотеть то, что имеешь."
Позволяет избежать ошибок "бежать" всю жизнь за чем-то ради призрачной идеи накопления-потребления. - Тапас - самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
Регулярность и постоянство. Трактуется как "Огонь практики". - Свадхъяя - самообразование, изучение, познание.
Быть грамотным во всех сферах жизни. - Ишвара пранидхана - поклонение Всевышнему.
Действие на благо всех живых существ.
Гармония с окружающим миром, растворение эгоизма. Понимание смысла жизни - познание мира и помощь всем живым существам.
И семь дополнительных принципов (добавленные уже в средневековье):
- Сауманасья — принцип Благожелательности
- Ман-дхатар — принцип Вдумчивости
- Нирага — принцип Бесстрастности
- Аваща — принцип Независимости
- Мантра-видья — принцип Знания заклинаний
- Дамсанавант — принцип Обладания необыкновенной силой
- Нишпратидвандва — принцип Неимения противников.